Дмитрий Саймс: Конфликт вокруг Венесуэлы: кто поставит точку?

Дмитрий Саймс: Конфликт вокруг Венесуэлы: кто поставит точку?

Конфликт вокруг Венесуэлы: кто поставит точку?

Как сообщает The New York Times, «администрация Трампа быстро идёт на эскалацию в своей кампании давления против Венесуэлы. Самый большой американский авианосец "Форд" вот-вот должен занять позиции на расстоянии нанесения удара по этой стране. И это в то время, как помощники Трампа дают конфликтующие сообщения о том, что конкретно они собираются достигнуть». Сам Трамп в пятницу на борту своего самолёта сказал журналистам: «Я, вроде, уже решил, но пока вам не скажу, что именно». Собирается ли Трамп напасть на Венесуэлу или просто хочет добиться своих целей с помощью массированного давления, пока не ясно. Но ясно то, что, как отметил министр войны США Пит Хэгсет, «западное полушарие – американские окрестности, и мы будем их защищать». И с прибытием, в дополнение к «Форду», трёх эсминцев с ракетами и концентрацией в этом регионе 15 тысяч американских войск (как констатирует The New York Times, это самое большое количество на протяжении десятилетий) – трудно не воспринимать угрозы Трампа всерьёз.

И вот, казалось бы, не связанные события у границ России. Американский бомбардировщик B-52H Stratofortress провёл учебный полёт в воздушном пространстве Литвы, и он приблизился к российской границе примерно на расстоянии 15 километров. А до этого, 12 ноября, другой американский стратегический бомбардировщик провёл полёт над Финляндией, где он тренировался в нанесении ударов по целям на востоке её территории. И был совершён полёт над Эстонией, где бомбардировщик приближался к границе России примерно до 50 километров.

Президент Владимир Путин неоднократно заявлял, что у России нет территориальных претензий к прибалтийским государствам и нет в отношении них никаких агрессивных намерений. Но это не значит, что они могут делать всё, что угодно, в отношении России, постоянно повышая уровень антироссийских провокаций, и надеяться на полный иммунитет, потому что они члены НАТО. Ну что ж, а Россия только что ратифицировала Договор о всестороннем стратегическом партнёрстве с Венесуэлой. И это сотрудничество тоже, однозначно, даёт России право приходить на помощь правительству Мадуро в случае иностранной агрессии. Понятно, что у России нет обязанностей вступать в войну из-за Венесуэлы. И так же понятно, что российские военные возможности в Карибском море уступают американским – в Балтийском. Но в советское время в Вашингтоне в случае любого кризиса вокруг Кубы понимали, что если дело дойдёт до прямой конфронтации, то Россия может ответить асимметрично, предприняв меры против Западного Берлина. И сегодня три прибалтийские страны вполне находятся в зоне, где у России неоспоримое военное преимущество.

Около 20 лет назад, когда Соединённые Штаты требовали всеобщего признания независимости Косово, отнятого – вопреки международному праву – НАТО у Сербии, американский госсекретарь Кондолиза Райс заявила, что Косово не является для чего бы то ни было прецедентом – и точка. Я присутствовал на мероприятиях «Большой восьмёрки» (тогда ещё – восьмёрки) в Санкт-Петербурге в 2006 году. И высокопоставленный представитель российского руководства сказал мне: это ей кажется, что они могут поставить точку, но, на самом деле, они могут поставить только запятую – а точку поставим мы. И поставили, самым убедительным образом, когда в 2008 году Саакашвили, постоянно при американском поощрении повышавший свой уровень провокаций, вторгся в Южную Осетию. Я боюсь, что эти уроки истории неизвестны президенту Трампу. И опасаюсь, что никто из его советников не сочтёт нужным просветить американского президента. А зря!

Автор: Дмитрий Саймс

Топ

Лента новостей