НАТЯЖНОЙ ПОТОЛОК ЦЕН НА НЕФТЬ
Журналист, писатель Дмитрий Лекух, автор канала @radlekukh
Буквально вчера стало известно, что с 1 февраля Евросоюз (а чуть запоздавший к общеевропейскому празднику Лондон так и вообще с 31 января, ибо в этой схватке британские лейбористы должны быть первыми и только первыми) понизит потолок цен на российскую нефть. Новый лимит будет установлен на уровне $44,1 за баррель. При этом напомним, что, собственно говоря, страны G7, а также ЕС и Австралия ввели потолок цен на нефть из России ещё в декабре 2022 года. Изначально он был на уровне $60 за баррель, а в 2025-м его опустили до $47,6 за баррель.
Что особенно характерно, ни в том, ни в другом случае никому это принципиально никак не помогло.
Более того, единственные ответные меры, которые ввела РФ по отношению к этим ценовым потолкам (которые злые языки немедленно прозвали «натяжными»), были достаточно демонстративными: поставки отечественной нефти и нефтепродуктов принципиально запрещаются самой Российской Федерацией, если в контрактах хотя бы просто предусматривается — или есть любые отсылки — использование этого самого «потолка».
То есть Россия не просто будет игнорировать любые меры в данном направлении, но и принципиально прекратит исполнение контрактов с теми игроками, кто их признаёт. И ничего иного хоть от РФ, хоть от любого другого крупного игрока на системно энергодефицитных глобальных рынках и не следовало ожидать. Ничего особенно не изменится и сейчас, после очередной «потолочной натяжки»: максимум, чего следует ожидать, так это краткосрочного увеличения дисконта на российскую нефть на индийских и турецких рынках, которые за последние годы и так неплохо заработали на посредничестве в нефтяной торговле между РФ и ЕС.
Но и этот эффект, исходя из прошлого опыта, будет весьма незначителен и нивелируется за месяц, максимум два. И нет, это вовсе не означает, что нам не о чем беспокоиться на энергетических рынках — там есть и вполне реальные угрозы. К примеру, сейчас очень тревожная ситуация с соблюдением в этой сфере базовых положений морского права.
И речь тут не только о чрезмерной решимости США в венесуэльском кризисе.
Так, недавно стало известно, что Германия ещё 10 января, ссылаясь на «ложный флаг», не пустила нефтяной танкер Tavian в свои территориальные воды, перекрыв ему тем самым дорогу из Северного моря в Балтийское. А Великобритания так и вовсе определила для себя на уровне внутреннего законодательства правовое основание, согласно которому британские военные смогут подниматься на борт и задерживать танкеры, которые Запад определяет как якобы «теневой флот» России (то есть, по сути, просто не застрахованные английскими или американскими страховыми конторами). Это действительно реальная опасность. Подобного рода действия могут спровоцировать серьёзные ответные меры РФ, вплоть до перехода конфликта в горячую фазу. Но при чём здесь европейские «натяжные потолки цен» и прочее неистовое шаманство на не работающих уже инструментах, разобраться непросто. Речь тут идёт даже не об экономике и не о геополитике — с этим-то давно всё ясно. И тем более ни о каком не о «давлении на Россию». А исключительно о внутриполитических маркетинговых коммуникациях. В данном случае непонятно даже и то, на кого рассчитан этот дорогостоящий и — опытным путём доказано — принципиально не работающий даже на оболваненную внутреннюю европейскую аудиторию бестолковый PR.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.




























































