СМОЖЕТ ЛИ ЕВРОПА ЗАКРЫТЬ БАЛТИКУ ДЛЯ РОССИЙСКИХ ГРУЗОВ?
Кира Сазонова, доктор юридических наук, юрист-международник, политолог @kirasazonova
Четырнадцать европейских стран подписали коллективное заявление, из которого наши эксперты уже сделали вывод, что «ЕС закрывает Балтийское море для «теневого флота» России».
«Спокойствие, только спокойствие!», как говорил литературный персонаж одной из стран, подписавших данное заявление.
Давайте разбираться.
Для этого необходимо ответить на несколько принципиальных вопросов.
1 Что такое теневой флот?
Термин настолько расплывчатый и образный, что многие представляют чуть ли не корабль Дейви Джонса из «Пиратов Карибского моря», поднимающийся из пучины морской.
Международная морская организация, следящая за соблюдением Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, разделяет понятия «теневой флот» и «серый флот».
Теневой флот — это старые суда с многократно перебитыми номерами, плавающие либо под несколькими флагами, либо под флагами экзотических юрисдикций (типа Сейшел или Маршалловых Островов), а также суда, отключающиесистему автоматической идентификации (AIS). Цель — обход страховых или экологических правил, а также перевозка незаконных грузов.
Серый флот — это суда, которые формально соблюдают все правила, но скрывают страну истинного происхождения груза. Цель — обход санкционных ограничений. Использование серого флота формально не нарушает ни международное морское право, ни законодательства отдельных стран. Вычислить суда серого флота и придраться к ним гораздо сложнее. Именно поэтому так часто звучат обтекаемые фразы вроде «судно, предположительно связанное с российским теневым флотом» и т. п. — это про серый флот.
Использование Россией данных мер стало закономерной реакцией на попытку введения ЕС в 2022 году ценового потолка на российскую нефть.
2 Какие меры европейские страны могут принять по закрытию Балтики для российской нефти?
Важная особенность Балтийского моря состоит в том, что в нём нет международных вод, а вся его акватория полностью поделена на исключительные экономические зоны прибрежных государств: России, Дании, Швеции, Финляндии, Польши, Германии, Эстонии, Латвии и Литвы. Через Датские проливы Балтийское море соединяется с Северным, поэтому в указанном коллективном заявлении европейцев также участвуют Великобритания, Франция, Норвегия, Бельгия и Нидерланды.
До 2026 года главными европейскими потребителями российской нефти (не напрямую, а покупая продукты её переработки через третьи страны) были Германия, Франция и Польша. 21 января 2026 года в силу вступил запрет Евросоюза на импорт нефтепродуктов, произведённых третьими странами из российской нефти. То есть ЕС в очередной раз выстрелил себе в ногу. При этом вопрос о контроле над соблюдением запрета остаётся открытым.
Что реально могут сделать европейцы на Балтике:
— ввести запрет на конкретные суда (в санкционных списках их уже под 600 единиц);
— «эксцесс исполнителя» — условная Британия или Швеция устраивает «показательные выступления» с каким-то танкером, остальные страны воспринимают это как руководство к действию;
— арест судов с последующей конфискацией грузов по примеру США.
3 Что может сделать Россия?
— Доводить до логического финала любые поползновения в адрес судов, связанных с Россией (например, в ситуации со взрывом в Средиземном море на сухогрузе Ursa Major в конце 2024-го точка так и не поставлена).
Обращения в Гамбургский трибунал по морскому праву, ноты протеста, запросы в секретариат Международной морской организации — по отдельности не особо эффективно, но в совокупности даёт кумулятивный эффект.
— Диверсифицировать поставки в сторону серого, а не теневого флота.
— Крайний, но возможный в случае сильного обострения вариант — конвоирование торговых судов военными кораблями.
Главный вывод: ничто не может помешать западным странам вводить дальнейшие санкции. И ничто не может помешать России искать пути их обхода.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.





















































